Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Александровская колонна

  /images/mine-empty.png

Александровская колонна - один из известнейших символов Санкт-Петербурга, чей культурный след остался не только в летописи городской архитектуры, но и в многочисленных произведениях искусства. В Александровской колонне воплотился дух Северной Пальмиры - сумрачная строгость, устремленная к небу. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Александровская колонна, гранит

Александровская колонна - один из известнейших символов Санкт-Петербурга, чей культурный след остался не только в летописи городской архитектуры, но и в многочисленных произведениях искусства. В Александровской колонне воплотился дух Северной Пальмиры - сумрачная строгость, устремленная к небу. 

Изначально предполагалось, что для дополнения композиции Арки Главного штаба, посвященной победе в Отечественной войне 1812 года, необходим памятник, который бы оказался органично включен в пространство Дворцовой площади. Эта идея принадлежала знаменитому архитектору тех лет Карлу Росси, однако отсутствовала ясность, каким же должен быть этот памятник. Поэтому в 1829 году императором Николаем I был объявлен открытый конкурс,с посвящением покойному брату государя Александру I.

Первый проект, принадлежащий Огюсту Монферрану, был отвергнут, несмотря на все свои художественные достоинства. Известный архитектор предлагал установить огромный гранитный обелиск, украшенный барельефами со сценами событий войны 1812 года. Пьедестал обелиска должна была украсить сложная композиция, состоящая из всадника, чей копь попирает ногами змею, летящего перед ним двуглавого орла и богини победы, которая двигаясь за всадником, венчала бы его лавровым венком. Коня должны были вести две женские фигуры, также исполненные символического значения.

Гранитный АнгелВскоре Монферран подготовил второй проект, который и был в итоге реализован и заключался в установке колонны, чья высота должна была превосходить Вандомскую, установленную в честь побед Наполеона. Прообразом новой идеи памятника стала римская колонна Траяна, однако архитектор сумел известной форме придать, благодаря минимализму внешнего декора, новое содержание. Лаконичная индивидуальность и величие стали сутью нового проекта, гигантский (высотой 25,6 метров) полированный розовый гранитный монолит должен был превзойти по своей высоте все аналогичные памятники, существовавшие в то время. 24 сентября 1829 году Николай I утвердил этот вариант, правда, пока еще без его скульптурного завершения. Строительство было проведено довольно быстро и заняло всего 5 лет, с 1829 по 1834 гг. При этом на отделку и полировку натурального камня памятника ушло два года. Уже в 1830 г. Монферран начал работу над статуей, которая должна была венчать колонну и, по желанию императора, быть обращенной к Зимнему дворцу. Из нескольких возможных вариантов была выбрана фигура ангела с крестом, работы скульптора Б. И. Орловского, символика которой («Сим победиши!») легко прочитывалась современниками. Согласно истории обретения животворящего креста, римский император Константин Великий, провожая свою мать Елену в Иерусалим, напутствовал ее следующими словами "Во время трёх сражений я видел на небе крест, а на нём надпись «Сим победиши». Найди его!" и получил ответ "Найду".

30 августа 1834 года состоялось торжественное открытие памятника, на церемонии присутствовал Николай I с семьей, видные представители армейской и государственной аристократической элиты. Празднование сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны.

Обратимся теперь к некоторым технологическим особенностям, которые сделали данный проект поистине уникальным. Основу памятника составляет гранитный монолит, выдолбленный из скалы, которую Монферран выбрал в одну из своих поездок в Финляндию. Работы по ее добыче и предварительной обработке были проведены в 1830-32 гг. в Пютерлакской каменоломне, для достижения желаемого результата был использован метод С. К. Суханова, а также привлечены опытные мастера - С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. Эта стадия включала в себя несколько этапов, вначале скала была проверена на пригодность для изготовления исполинской колонны, затем от нее отсеки призму, которая по своим размерам, была значительно больше проектных параметров памятника. С помощью системы огромных рычагов и ворота, глыбу опрокинули на специальную подстилку из елового лапника, который создал необходимую упругость для амортизации. Вторым этапом из этой же скалы были вырублены камни для фундамента памятника, самые крупные из которых весили порядка 400 тонн. Для их, единственно возможной, водной доставки в Санкт-Петербург была изготовлена барка специальной конструкции. Для доставки колонны также потребовалось строительство особого судна, в итоге под руководством корабельного инженера полковника Гласина был сооружен бот, получивший названий "Святой Николай", грузоподъемностью до 1110 тонн. Помимо бота, для погрузки был построен специальный мол.

Установка гранитной колонныРеставрационные работы с гранитомОтдельный объем работ был проведен на Дворцовой площади и заключался в подготовке площадки для установки памятника. В результате геологической разведки был обнаружен подходящий участок и начато строительство. Под основание будущего памятника было забито 1250 шестиметровых сосновых свай, которые затем были срезаны под ватерпас, что сформировало площадку для фундамента. Для того чтобы срез был ровный использовали оригинальную технологию - дно котлована было залито водой, а срез свай проводился по уровню водной глади. Отметим, что эта же технология применялась при закладке фундамента Исаакиевского собора. Автор оригинальной разработки - генерал-лейтенант А. А. Бетанкур — архитектор и инженер, много сделавший для становления транспортной и строительной отрасли в России.

Материалом для фундамента стали блоки из гранита полуметровой толщины, в него также заложили бронзовую шкатулку с монетами, которые были специально отчеканены в честь победы в войне 1812 года. На фундамент установили четырёхсоттонный монолит (гранит), ставший основанием пьедестала.

30 августа 1832 года под руководством А. А. Бетанкура, при большом стечении публики, была установлена колонна. Для того чтобы привести колонну в вертикальное положение были задействованы 2000 солдат и 400 рабочих, сам процесс занял 1 час 45 минут. После этого, самого ответственного этапа, осталось только декорировать колонну в соответствии с проектом. На пьедестале были закреплены барельефные плиты, бронзовая капитель дорического ордера, с установленным на ней бронзовым цилиндрическим пьедесталом с полушаровым верхом, увенчала колонну. Интересно, что по первоначальному проекту Монферрана, фигура ангела должны была опираться на стальной прут, однако позже он был удален и в настоящее время ангел держится только за счет собственной массы. Чертам лица ангела было намерено придано сходство с лицом Александра I, ангел крестом попирает змея, что является аллегорией победы русского оружия над Наполеоном. Отметим, что сама колонна также стоит на основании из гранита только под  действием своего веса. Текст посвящения на памятнике гласит - "Александру I благодарная Россия".
Александровская колонна стала самым высоким в мире монументом, выполненным из цельного гранита. Вот лишь некоторые ее параметры: общая высота - 47,5 м., общий вес - 704 тонны.

С момента своего открытия и до конца XX века колонна всего пять раз была подвергнута реставрации, причем, сугубо косметического характера. Наиболее серьезные повреждения памятник получил в ходе Великой Отечественной войны, когда на одном из крыльев ангела остался глубокий след от осколка, а сам монумент получил многочисленные также осколочные повреждения. В 2002-2003 гг. были произведены первые серьезные ремонтные работы.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»