Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Эскориал

  /images/mine-empty.png

Испанский Эскориал часто называют восьмым чудом света. Знаменитый архитектурный ансамбль, глыбой серого гранита тянущийся к небу, объединяет в себе королевскую резиденцию, библиотеку и музей. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Испанский Эскориал часто называют восьмым чудом света. Знаменитый архитектурный ансамбль, глыбой серого гранита тянущийся к небу, объединяет в себе королевскую резиденцию, библиотеку и музей. Кроме того, Эскориал - это более миллиона тонн гранита, 4000 комнат, 2500 окон и 1250 дверей, не говоря уже о многих километрах внутренних коридоров. Это самое большое в мире здание фактически некогда представляло собой целый город.

Гранитный ансамбль Эскориал

Эскориал - важнейший символ Испании, исторический памятник былого фантастического могущества этой державы и удивительный шедевр архитектуры. Обратимся к истории этого выдающегося произведения мирового зодчества.

Строительство Эскориала началось в XVI в. при короле Испании Филиппе II. В наследство от отца Карла V ему досталась мощная католическая империя, которая завоевывала новые земли по всему свету - от Азии до Америки. Испанская империя тех лет располагалась на четырех континентах, под королевской властью находилась половина Европы, из многочисленных колоний в Азии, Африке и Америке текло в казну золото. Умирая, Карл V завещал сыну продолжать повсеместное распространение католической веры, а также построить гробницу для королевской семьи, чье величие было бы соизмеримо огромной власти монархов испанского дома.

Гранитный ансамбль ЭскориалФилипп II лично выбирал мастеров, достойных воплотить эту идею, внимательно изучал архитектурные планы и даже вносил правки. Однако одной усыпальницы ему оказалось недостаточно, постепенно у короля возникла идея создать циклопический комплекс, который, кроме изначальной свой функции, совместил бы в себе монастырь и дворец. В 1563 году недалеко от Мадрида был заложен первый камень этой необычной стройки, которая продолжалась 21 год. В 1577 году строительство временно было приостановлено - из-за удара молнии возник пожар. Позже окончательному завершению строительства помешали подземные воды. Эта проблема была решена в 1654 году, уже после смерти Филиппа II. Хотя останки императора Карла V были пересены в Эскориал еще в 1586 году, по-настоящему великолепный пантеон из бронзы, мрамора и яшмы был сооружен в крипте собора только в 1617 г. при Филиппе III.

Изначально проект был посвящен христианскому мученику Святому Лаврентию (Лоренцо), казненному римлянами. Знаменитый архитектор Хуан Батиста де Толедо, разрабатывая проект, учел этот факт - в очертаниях Эскориала можно угадать решетку-жаровню, которая послужила орудием жестокой казни для святого. Начальником стройки стал монах ордена иеронимитов Антонио де Вильякастина, который сумел мобилизовать для поставки необходимых материалов едва ли не всю Испанию и некоторые европейские государства. Американские колонии внесли свой вклад золотом, ценными породами дерева и строевым лесом. Эскориал обошелся королевской казне в шесть миллионов дукатов. Испания дала сосновый лес, церковную утварь, ткань, а также прекрасный мрамор множества самых разных оттенков. Филабресские горы служили источником белого мрамора, из Гранады везли красный и темно-коричневый камень.

ПантеонСтены Эскориала сложены из огромных блоков серого гранита, что как нельзя лучше отвечает общему монументальному стилю и строгой геометричности всего ансамбля. Главное здание представляет собой прямоугольник размерами 208 на 162 метра, который, в свою очередь, также имеет прямоугольную внутреннюю планировку. Единственный небольшой выступ, нарушающий строгость линий - королевские покои, не обошлось и без традиционных для испанской архитектуры угловых башен (высота 56 метров). Благодаря гладким, лишенным каких-либо украшений стенам, фасады здания кажутся бесконечными. Возвращаясь к образу Святого Лаврентия, отметим, что если само здание символизировало решетку, то его башни призваны были стать ее "ножками", а выступ королевских покоев - рукоятью. Завершает конструкцию купол собора святого Лаврентия, который был возведен на 20 лет позже остальных сооружений. Кроме этого, в первоначальный проект был внесен еще целый ряд дополнений. В период 1567 по 1584 год строительные работы возгладвил талантливый архитектор Хуан де Эррера, основоположник лаконичного архитектурного стиля, который получил название «неукрашенный» или «эрререско» (исп. herreresco, по имени автора). Он увеличил размер здания, объединил все четыре фасада общим карнизом, а также удвоил число этажей. При проектировании собора Хуан де Эррера применил новаторский для своей эпохи подход – он точно расчитал пропорциональное соотношение между угловыми башнями, горизонталями протяженных фасадов и куполом, что позволило создать необычайно гармоничную конструкцию.

Роспись потолка над алтаремБиблиотекаВнутренняя отделка собора - облицовка стен, пилястры и фриз - исполнена из серого мрамора, что только сильнее подчеркивает великолепие главного алтаря, который вознесен на высоту четырех этажей и украшен разноцветными мрамором, драгоценными камнями и яшмой. Сияние алтаря символизирует центр Эскориала и цель земного пути короля Филиппа II.

Перед главным фасадом собора расположен прямоугольный внутренний дворик, который носит название "Дворик королей", поскольку верхний ярус собора украшен шестью колоссальными статуями ветхозаветных царей. Центра дворика занят колодцем оформленным в виде небольшого изящного храма из серого гранита, к нему с четырех сторон примыкают четырехугольные бассейны, которые в сумме образуют крест. Внутренняя отделка храма-колодца поражает красотой оттенков розового, зеленого и белого мрамора.

В наши дни Эскориал вмещает два музея, один из которых посвящен истории строительства, а второй демонстрирует посетителям великолепную коллекцию живописи XV-XVII вв., в составе которой можно увидеть полотна таких мастеров, как Босх, Ван Дейк, Веронезе, Тинторетто, Тициан и многих других.

Не менее музеев знаменита библиотека Эскориала, собрание которой уступает только ватиканской. В ней хранятся рукописи св. Августина, св. Терезы и Альфонсо Мудрого, она вмешает крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов и многие редчайшие средневековые трактаты. Библиотека Эскориала единственная, где книги хранятся корешками внутрь полок, чтобы не повредить древние, богато украшенные переплеты.

Внутренние дворики Эскориала украшены античными скульптурами, а под защитой мощных гранитных стен хранятся золотые и серебряные сокровища, жемчужина среди которых - Евангелие с золотыми страницами.

Эскориал представляет собой уникальное сочетание светского и духовного, внешней строгости и внутреннего богатства, памяти веков и современной доступности.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»