Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Эстергомский собор

  /images/mine-empty.png

Эстергомский собор (базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии и св. Адальберта) - это выдающееся произведение каменного зодчества, являющееся самым высоким зданием и самой большой церковью Венгрии. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Величественное каменное здание Эстергомского собораЭстергомский собор (базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии и св. Адальберта) - это выдающееся произведение каменного зодчества, являющееся самым высоким зданием и самой большой церковью Венгрии.

Его размеры действительно производят сильное впечатление: длина собора - 118 метров, ширина - 49 метров, высота - 100 метров, внутренний диаметр купола составляет 33,5 м, а его высота - 71,5 метра, высота колонн портика - 22 метра, площадь интерьеров достигает 56 тыс. кв. метров. Не случайно базилика занимает 18-е место в списке крупнейших церквей мира.

Ее история своими корнями уходит в глубокое прошлое, первая церковь на месте современного здания появилась благодаря Иштвану Святому примерно в 1001-1010 гг., вскоре после его коронации в качестве первого короля Венгрии, исповедующего христианство. Она была освящена в честь св. Адальберта Пражского и стала первым христианским храмом на венгерской земле.

Стены собора из светлого натурального камня отлично гармонируют с великолепным окружающим пейзажемАдальберт Пражский - чешский епископ, отшельник и проповедник, известный католический святой. Его культ особенно силен в Венгрии, где он останавливался во время своей миссионерской деятельности, Польше и Богемии. В 997 году был епископ был убит прусскими язычниками и спустя два года канонизирован Римским папой Сильвестром II.

Средневековая Европа была ареной постоянных войн и на протяжении следующих двух веков церковь св. Адальберта неоднократно подвергалась разрушению. XI век принес пожар, в ходе которого она очень значительно пострадала от огня, затем на нее обрушился удар монгольского нашествия. В 1270 году в стенах храма был похоронен король Бела IV, а почти 25 лет спустя, претендующий на венгерскую корону, Вацлав III в ходе разорения захваченного Эстергома, полностью уничтожил церковь.

Купол базилики поражает воображениеXIV столетие ознаменовалось постройкой нового здания собора, на протяжении почти двухсот лет шли работы по украшению храма, при нем была создана огромная библиотека... В 1543 году все это оказалось разрушено турецкими завоевателями, а резиденция эстергомского епископа под давлением обстоятельств была перенесена в Трнаву на территории современной Словакии.

Во время этого варварского нашествия уцелела только часовня, которая уже в XIX в, в ходе возведения современного здания собора, была разобрана на 1600 частей, чтобы затем возродиться уже в новой базилике. Решение о постройке церкви было принято после того, как в 1820 году было восстановлено Эстергомское архиепископство. Сооружение колоссального собора было призвано вернуть Эстергому титул католического центра Венгрии.

В 1822 году произошла закладка первого камня, автором проекта стал архитектор Пал Кюнель, а непосредственно строительными работами руководил Янош Пакх. После того, как в 1838 году Пакх был убит, на его места заступил Йожеф Хильд, который внес в проект набор корректив.

Часовня Бакоца пережила века войн и бедствий, чтобы возродиться в новом храмеПервоначальный проект базилики создал архитектор Пал Кюнель, а строительные работы возглавил Янош Пакх. Первый камень будущего главного собора страны был заложен в 1822 году, связующим звеном с предыдущими соборами стала часовня Бакоца, аккуратно собранная в новом здании в 20 метрах в стороне от её первоначального местоположения. В 1838 году Янош Пакх был убит. Строительство базилики возглавил архитектор Йожеф Хильд, который внёс в первоначальный проект ряд изменений.

Спустя 10 лет работы было приостановились из-за революции, однако, к счастью, паузка оказалась кратковременной и уже 31 августа 1856 года состоялось освящение собора в часть Вознесения Девы Марии. Благодаря этому, собор имеет еще одну интересную особенность - двойное имя: Вознесения Пресвятой Девы Марии и святого Адальберта. На окончание всех отделочных работ потребовалось еще 12 лет и 1869 год ознаменовался их окончательным завершением.

Архитектурное решение собора выполнено в духе неоклассицизма. Он имеет крестообразную форму, на линии пересечения поперечного трасепта и главного нефа на световом барабане с 12-ю окнами располагается купол, который в хорошую погоду представляет собой великолепную смотровую площадку.

Знаменитое полотно посвященное Вознесению БогоматериУкрашением главного фасада служить восьмиколонный портик коринфского типа, над которым расположена латинская надпись - "Caput, Mater Et Magistra Ecclesiarum Hungariae", что в переводе означает "Глава, Мать и Учитель Церкви Венгрии". К фасаду ведет эспланада св. Иштвана. Между боковыми башнями и центральным портиком находятся проходные арки. Справа от базилики можно наблюдать два памятника: один из них посвящен св. Иштвану, а второй - христианизации Европы. 

В украшении интерьера храма не последнее место занимает натуральный камень, так стены отделаны различным мрамором из него же сделаны колонны. Убранство собора характерно множество фресок и статуй. Над фресками трудился немецкий мастер Людвиг фон Моральт, а в статуи вложены усилия, как итальянских скульпторов (Пьетро делла Видова, Пьетро Бонани), так и представителя австрийской школы Йохана Майнснера. Есть также творения венгерских мастеров - Янош Шимор создал статую св. Стефана Первомученика, Алайош Штроблем стал автором изваяния кардинала Яноша Шимора, а Дьёрдем Кисс вписал свое имя в историю собора статуями на боковых алтарях.

Одна из каменных скульптур собораПод куполом и световым барабаном расположены четыре мозаичных шестиугольных образа, которые изображают латинских учителей Церкви - Иеронима Стридонского, Григория Великого, Амвросия Медиоланского и Аврелия Августина.

Одной из особенностей базилики служит отсутствие апсиды, другой примечательной чертой является, расположенный над каменным резным алтарем, самый большой в мире (из тех, что написаны на цельном куске полотна) алтарный образ, посвященный Вознесению Богоматери авторства венецианского мастера Микеланджело Григолетти. Левая стена пресвитерия отмечена искусно украшенной епископской кафедрой.

Среди важнейших достопримечательностей собора следует отметить часовню Бакоца, она получила свое название в честь архиепископа Эстергома, при котором она и была создана в 1507 году. Расположенная слева от главного нефа собора, она выполнена в ренессансном стиле из красного мрамора мастерами из Италии. Ее стены примечательным украшениями в тосканском стиле. В настоящее время часовня представляет собой один из наиболее значительных образцов искусства эпохи Возрождения на земле Венгрии.

Великолепный орган, один из крупнейших в европеРасположенную под собором крипту отличает древнеегипетский стиль, она используется как место упокоения эстергомских духовных лиц высокого звания. В сокровищнице собора хранится более 400 произведений ювелирного искусства и является богатейшим в Венгрии собрание церковных ценностей.

Нельзя не упомянуть и об органе, который по своей величине занимает почетное третье место в Европе. Именно на нем знаменитый австро-венгерский композитор Ференц Лист исполнил в ходе торжественного освящения собора в 1856 году Гранскую мессу (Гран - название Эстергома, принятое в Германии), посвященную окончанию строительства храма.

В Эстергомском соборе нашли свое воплощение как все перепетии непростой исторической судьбы Венгрии, так и сила духа ее народа, воплощенные в величественном здании, занимающем видное место в мировой церковной архитектуре.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»