Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Галикарнаский мавзолей

  /images/mine-empty.png

Среди знаменитых "Семи чудес света" не последнее место занимает Галикарнаский мавзолей, некогда величественное сооружение из натурального камня необычной для своего времени архитектуры, которое дошло до наших дней, увы, только в виде развалин. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Среди знаменитых "Семи чудес света" не последнее место занимает Галикарнаский мавзолей, некогда величественное сооружение из натурального камня необычной для своего времени архитектуры, которое дошло до наших дней, увы, только в виде развалин.

Сделан архитектурный шедевр из проконесского белого мрамора, добытого в каменоломнях острова Мармара.

Бывает так, что некоторые вполне обыденные для современников здания какое-то особенное значение приобретают только спустя многие века. Что же касается Мавзолея, то еще в III в. до н.э., один из античных поэтов написал стихи, прославившие это выдающееся строение.

Позднее они стали основой для одной из версий списка "Чудес света":
"Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную..."

В наши дни древний античный Галикарнас, некогда бывший столицей Карийского государства (часть Персидской империи), на карте мира обозначен, как турецкий город Бодрум. История современного города началась в 1402 г., с закладки рыцарями-госпитальерами замка Святого Петра, в 1522 г. замок стал частью владений султана Османской империи Сулеймана Великолепного.

Вернемся к истории Мавзолея. Мавзол (Мавсол) был сатрапом Карии в 377-353 гг. до н.э., он сделал прибрежный Галикарнасс своей столицей, рассчитывая на экспансию в отношении ближних греческих островов и добился в этом некоторых успехов.

Строительство было начато еще при жизни правителя, который, согласно некоторым источникам, предполагал в нем не только будущую роскошную гробницу, но и прижизненный храм поклонения своей власти. После смерти Мавзола строительство продолжила его супруга Артемиссия, однако окончательное завершение всех работ произошло только после ее смерти.

Грандиозное сооружение получило название Мавзолей, которое со временем стало именем нарицательным. В создании проекта участвовали греческие архитекторы Пифей и Сатир, а также знаменитые в те годы скульпторы Скопас, Тимофей, Леохар и Бриаксид.

Благополучно пережив в 334 г. до н.э. разрушение Галикарнаса Александром Македонским и множество других войн, в XII в. Мавзолей не устоял против сильнейшего землетрясения и превратился в руины. В XVI в. его мраморные развалины были в значительной степени разобраны рыцарями-иоаннитами для создания укреплений против турков. Когда город пал, место на котором некогда располагался этот удивительный памятник было застроено домами завоевателей.

Только в середине XIX в. британская экспедиция, руководимая Чарльзом Томасом Ньютоном, выкупила часть домов и начала археологические исследования, благодаря которым удалось не только разыскать остатки Мавзолея, но и реконструировать его внешний вид. Находки сделанные археологами в настоящее время включены в экспозицию Британского Музея в Лондоне - это 17 фрагментов фриза и статуи Мавзола и Артемиссии.

Трехъярусный Мавзолей был расположен в центре города и прекрасно виден с моря, гармонично сочетаясь с храмами Галикарнаса, такими как святилища Афродиты, Гермеса и Ареса.

На первом ярусе размещался заупокойный храм, опоясанный лентой рельефов, материалом которых был мрамор. Его площадь составляла около 5000 кв. метров, а высота - 20 метров. Согласно Плинию Старшему, восточные рельефы создал Скопас, северные - Бриаксид, южные - Тимофей, а западные - Леохар. Каменные изваяния включали в себя битву амазонок, колесничные состязания, изображения богов и мифологических героев.

Мавзол и Артемиссия - мраморные статуиВторой ярус формировался каменной колоннадой, служившей для хранения жертвоприношений. Третий был образован пирамидальной кровлей, ее материалом также был натуральный камень. Здание венчала каменная квадрига (колесница), в которой располагались статуи Мавзола и Артемиссии. Общая высота этого циклопического здания составляла порядка 50 метров. Гробницу окружали статуи всадников и львов.

Архитектура Мавзолея примечательна новаторским соединением дорического, коринфского и ионического ордеров. Нижний ярус поддерживали дорические колонны, внутренние колоны верхнего яруса были коринфскими, в то время, как внешние - ионическими.

Кроме того, классические греческие храмы этого периоды строились по определенным правила - они имели в плане прямоугольное сечение и их высота не превышала длину фасада. Что же касается Мавзолея, то при квадратном сечении его высота намного превосходила сторону основания. В целом, в архитектуре Мавзолея соединились греческие, персидские и египетские традиции.

Масштаб и необычный облик этого выдающегося памятника до сих пор поражают воображение и служат источником вдохновения для современных архитекторов.


Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»