Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Храм Христа Спасителя

  /images/mine-empty.png

Храм Христа Спасителя не только занял почетное место среди выдающихся памятников московской архитектуры, но и благодаря своей непростой истории,стал своеобразным символом сложного и противоречивого для России XX века. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Первоначальный вид Храма Христа СпасителяХрам Христа Спасителя не только занял почетное место среди выдающихся памятников московской архитектуры, но и благодаря своей непростой истории,стал своеобразным символом сложного и противоречивого для России XX века.

Таким образом, помимо духовной сферы, Храм Христа Спасителя представляет интерес в двух плоскостях - история и архитектура. Кратко остановившись на основных этапах его постройки, разрушения и восстановления, основное внимание мы уделим архитектурным особенностям этого во всех смыслах необычного сооружения.

25 декабря 1812 года, когда Россия была полностью очищена от некогда великой армии Наполеона, император Александр I подписал Высочайший Манифест о постройке в Москве церкви во имя Спасителя Христа, а также издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык". Этими шагами император хотел подчеркнуть роль Божественного Проведения в победе, а также увековечить славу русского оружия. Отметим, что сама идея постройки храма не принадлежала Александру, но была им воспринята от генерала армии М. А. Кикина, через посредничество адмирала А. С. Шишкова.

Было проведено два конкурса архитектурных проектов, в итоге Александром была утверждена работа А. Л. Витберга. 12 октября 1817 года в торжественной обстановке прошла церемония закладки Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако, в связи с рядом проблем, вызванных неподходящей для столь масштабного строительства почвой, сменивший Александра I на престоле Николай I приказал вначале приостановить, а затем, в 1826 г.., и свернуть работы.

Взрыв храмаТолько спустя 6 лет, 10 апреля 1832 года император утвердил новый проект, представленный К. А. Тоном. Николай I лично выбрал место для новой стройки - на берегу р. Москвы, недалеко от Кремля. Находившиеся на этом месте Алексеевский монастырь и церковь Всех святых были переведены в Сокольники. 10 сентября 1839 г. началось строительство нового храма, которое продлилось более 40 лет - только к 1881 году была завершена основная часть работ, включая внутреннюю роспись.

В новом советском государстве религия и все, что так или иначе было с ней связано, подверглось тяжелым гонениям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в ходе расчистки места для стройки грандиозного Дворца Советов, Храм Христа Спасителя был 5 декабря 1931 г. взорван. Впрочем, проекту циклопического Дворца так и не суждено было реализоваться, и уже в послевоенные годы на месте взорванного храма был сооружен бассейн "Москва".

В конце 1980-х гг., на волне т.н. "перестройки", ознаменовавшейся значительным потеплением общественного и политического климата, в народной среде возникло движение за воссоздание разрушенного храма.

Однако только 31 мая 1994 г. московское правительство по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановительных работ. В 1999 году воссозданный храм был освящен и начал функционировать на постоянной основе.

Храм и его окрестностиХрам Христа Спасителя поражает наблюдателя своими мощными белыми стенами, чистота и монументальность которых производит сильнейшее впечатление. При постройке храма, К. Тон, размышляя над наиболее подходящем в данном случае камнем для наружной облицовки, остановился на протопоповском мраморе. В терминах современной геологической науки правильным название протопоповского мрамора будет - "доломит подольского горизонта среднего карбона". Натуральный камень обнаружил прекрасные свойства - однородность строения, плотность и однообразность излома, ярко выраженную сопротивляемость выветриванию и выцветанию, прекрасную полируемость.

Добычу протопоповского мрамора, до этого практически не использовавшегося в наружных работах, развернули на левом берегу р. Оки в окрестностях г. Коломны. Так как камень залегал на уровне воды, для эффективной добычи прибегли к отделению карьера от берега специально насыпанным валом.

Благодаря уникальным свойствам мрамора стало возможно не только качественно и надежно облицевать стены храма, но и нанести на них сложную тончайшую резьбу. Достаточно сказать, что даже горельефы, которые традиционно изготавливаются из бронзы, были вырезаны из мрамора. 48 каменных горельефов было создано за 17 лет упорного труда. Выбитые в мраморе надписи, были отполированы таким образом, что на фоне стен ярко выделялась каждая буква.

Внутреннее убранство храмаДля внутренней отделки храма был также использован мрамор, но уже из разных месторождений. Киевская губерния стала источником темно-зеленого лабрадора, Олонецкая - темно-красного шокшинского порфира. Также широко были использованы итальянские сорта мрамора - белый с прожилками "ординарио", "бардильо", имеющий слегка голубоватый оттенок, красный "порто-санто", а также черный бельгийский и желтый сиенский мраморы.

Интересно, что, когда перед взрывом храма Институтом минерального сырья проводилось его исследование, ученые пришли к выводу, что облицовочные камни полностью сохранили свою механическую прочность, несмотря на многолетнюю эксплуатацию в относительно сложных климатических условиях.

Перед взрывом мраморную облицовку сняли и в дальнейшем, превратив камни с уникальными узорами, в обычные плиты, использовали их для отделки здания Совета труда и обороны, которое позже занял Госплан, а уже в наши дни - Государственная дума. Мрамор внутренней отделки нашел свое применение при отделке станции московского метрополитена "Охотный ряд". Для несущей части пилонов использовали мрамора "ординарио", "бардильо" украсил боковые стороны, а финский красный гранит, котором был облицован цоколь храма, обрел место в оформлении входа и выхода станции.

Когда идея восстановления храма стала обретать черты реального проекта, выяснилось, что вновь использовать протопоповский мрамор невозможно. Дело в том, что из-за сложных условий добычи, после завершения строительства храма, добыча была прекращена, а в наши дни месторождения камня оказались скрыты разросшимися за долгие годы городскими кварталами.

Современный вид Храма Христа СпасителяНеплохой заменой мог стать т.н. "дубенский" мрамор, который представляет собой пласт протопоповского месторождения протянувшийся в юго-западном направлении и выходящий на поверхность на берегу р. Коломенки, недалеко от д. Дубенки. Причиной отказа от этого варианта послужила значительно ухудшившаяся экологическая обстановка в Москве, которая могла бы крайне негативно сказаться на этом виде мрамора.

В итоге решено было использовать знаменитый коелгианский мрамор, который по своим эксплуатационным свойствам выгодно отличается от дубенского. У мрамора коелги в 1,5 раза меньше водопоглощение, в 9,3 раза пористость, а вот пределе прочности почти в 4 раза выше. Среди прочих материалов, которыми отделан, ныне украшающий Москву, храм можно отметить серый и густо-красный граниты, которыми облицованы стилобат и цоколь, соответственно.

К сожалению, в силу разных причин добиться точного соответствия современного храма разрушенному не удалось - знаменитые горельефы, в новом своем воплощении, оказались бронзовыми, да и внутренняя роспись далека от былого великолепия над которым, в свое время, трудились такие выдающиеся мастера как В.И. Суриков, И.Н. Крамской, В.В. Верещагин и многие другие.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»