Капелла Медичи
- Страна Италия
- Используемые породы камня
Знаменитая Капелла Медичи, украшенная скульптурными шедеврами великого Микеланджело, по праву занимает важное место среди архитектурных памятников на исторической карте современной Флоренции.
Капелла построена при церкви Сан Лоренцо, в которой погребены Медичи. Согласно поручению Папы Римского Льва X, в те годы еще кардинала, Микеланджело принял самое деятельное участие в подготовке к началу отделки церковного фасада натуральным камнем. Мастер составил проект, изготовил модель и около двух лет провел в Карраре, подбирая подходящий для осуществления этого проекта мрамор.
Напомним, что карраский камень многие века, вплоть до наших дней, являлся и продолжает оставаться эталоном как по своим декоративным, так и эксплуатационным качествам. Впрочем, по утверждению ряда экспертов, некоторые отечественные сорта вполне могут составить ему конкуренцию.
"Я чувствую в себе достаточно сил сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы он стал зеркалом всей Италии", - писал в те годы Микеланджело. К сожалению, Лев X проявил непостоянство и расторг договор, вследствие чего мастеру не удалось реализовать свои идеи, а фасад Сан Лоренцо так и остался без всякой отделки.
Более того, еще до расторжения договора Лев X стал предпринимать усилия, направленные на затруднение добычи необходимого для работы камня. Так, он приказал добывать мрамор не в Карраре, а в Пьетрасанте. Это решение в значительной степени затруднило транспортировку добытого материала, качество которого оказалось гораздо хуже, чем в Карраре.
История Капеллы представляет собой отдельный сюжет, работа над ней велась 14 лет. В 1520 коду кардинал Джулио Медичи, который позже вошел в историю под именем папы Климента VII, поручил мастеру постройку капеллы и гробниц Медичи.
Капелла примыкает к алтарной стене Сан Лоренцо с южной стороны, по своему плану и размерам она идентична Старой ризнице, пристроенной к церкви с северной стороны знаменитым архитектором Бренеллеско в 1421-29 гг. Ввиду этого обстоятельства капеллу нередко называют Новой ризницей. Обе ризницы представляют собой квадрат размером 11 на 11 метров и перекрыты куполами.
Внутреннее убранство капеллы оказалось подчинено идее Микеланджело гармонично увязать пространство ризницы и его скульптурное оформление. Все главные конструктивные части интерьера, такие как пилястры, карнизы, наличники и др., выделяются благодаря зеленовато-серому камню. При этом стены облицованы белым мрамором или покрашены белой краской.
Одну из стен занимает алтарь, напротив него расположена гробница Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. Гробница украшена статуей "Мадонна с младенцем" и фигурами святых Косьмы и Дамиана. Две другие стены - примечательным надгробием Джулиано герцога Номурского и Лоренцо Герцога Урбинского, младшего сына и, соответственно, внука Лоренцо Великолепного.
Здесь необходимо сделать паузу и сказать несколько слов о Джулио Медичи, выступившем инициатором строительства капеллы. Будущий Климент VII был внебрачным сыном Джулиано Медичи и двоюродным братом Льва X (Джованни Медичи), его детство прошло в доме дяди — Лоренцо Великолепного.
Фигуры герцогов помещены в высоких, но неглубоких нишах, они изображены в античных доспехах, как будто сидящими на триумфальных колесницах. Перед нишами расположены саркофаги, их крышки украшают аллегорические фигуры - "День" (мужская) и "Ночь" (женская) перед Джулиано и "Утро" (женская) и "Вечер" (мужская) - перед Лоренцо.
Каждая деталь внутреннего убранства капеллы работает на создание у зрителя ощущения напряжения, трагичности и скорби. Контраст темного и светлого природного камня, выразительные скульптуры, сжатость горизонтального пространства, на фоне его устремленности вверх - все это создает особое настроение.
Капелла Медичи привлекает искусствоведов и историков множественностью переплетенных смыслов, которые проявляются в скульптурном ансамбле, созданном гением Микеланджело.