Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Малый Мраморный Дворец

  /images/mine-empty.png

Петербургский Мраморный дворец давно стал визитной карточкой города и частью его культурной и архитектурной истории. Как известно, одна из его особенностей в уникальности облицовки мрамором жилого здания. Однако, было бы несправедливо забыть про... Второй или Малый Мраморный дворец, который также, как и его "старший брат" имеет богатую историю и интересные архитектурные особенности. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Малый Мраморный дворецПетербургский Мраморный дворец давно стал визитной карточкой города и частью его культурной и архитектурной истории. Как известно, одна из его особенностей в уникальности облицовки мрамором жилого здания. Однако, было бы несправедливо забыть про... Второй или Малый Мраморный дворец, который также, как и его "старший брат" имеет богатую историю и интересные архитектурные особенности.

Речь идет о особняке графа Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице, свой теперешний облик особняк приобрел в ходе его перестройки архитектором Э.Я. Шмидтом в 1857 – 1860 годах. Зданию присуща определенная стилистическая эклектичность, однако в его фасаде отчетливо прочитываются художественные черты итальянского Ренессанса. Для отделки были применен не гранит, а редчайший для петербургской архитектуры тивдийский розовый мрамор, который добывается в Олонецком крае, недалеко от села Тивдин. Добыча ведется с 1757 года, а геологический возраст самого камня датируют докембрийской эрой. Интересно, что долгое время считалось, будто мрамор, использованный для облицовки особняка, имеет пепельно-жемчужный цвет и лишь недавняя реставрация, когда натуральный камень был бережно очищен, позволила проявиться его истинному оттенку.

Парадная лестница

Эклектика присуща не только внешнему облику дворца, но и его внутреннему убранству. Множество парадных залов были стилизованы под различные эпохи - Розовый будуар а-ля Помпадур, Елизаветинская зала, Гобеленовая зала, Турецкая комната... нашлось место даже для зимнего сада с фонтаном и бассейном. В интерьере дворца широко применялся мрамор, так например, из него была сделана парадная лестница, а в Гостиной саксонского фарфора - камин. Остается только сожалеть, что из-за определенных перипетий истории России в XX веке многое из дворцового убранства было безвозвратно утрачено.

Первая постройка на месте будущего архитектурного украшения Санкт-Петербурга появилась еще в 1770-х гг. и многократно переходила из рук в руки, принадлежа в разное время князю С. Трубецкому, купцу Д. Образцову, прусскому посланнику Шиллеру и, наконец, графу А.Г. Кушелеву-Безбородко, сын которого Николай Александрович и перестроил здание, превратив его в уникальный дворец. Отдельно стоит остановиться на фигуре самого графа, тогда станет ясно, что человек такого склада не мог не поспособствовать преумножению культурноо богатства города и созданию настоящего архитектурного памятника. Николай Александрович был заядлым коллекционером, в 1862 году он завещал 275 картин своего собрания Академии Изящных Искусств, Бугеро, Делакруа, Буланже, Руссо, Верне - вот далеко не полный список художников, чьи произведения, благодаря широкому жесту графа, стали доступны широкой публике.

В 1873 году Малый Мраморный дворец перешел в собственность императорской фамилии, а в 1881 году по завещанию Александра II, он перешел к его вдове Екатерине Долгоруковой, светлейшая княгине Юрьевской. При ней дворец превратился в мемориальный музей покойного императора, в котором были собраны его личные вещи. В 1927 году в здании дворца обосновался Научно-исследовательский институт охраны труда, а в наши дни его сменил Европейский университет.

Элемент фасадаГоды советской власти не прошли для дворца бесследно - уникальные детали мраморного фасада были покрыты битумным лаком, а военные годы принесли выбоины и частичное разрушение мраморного карниза. Свою лепту в разрушение мрамора внес и климат - сказались не очень благоприятная экологическая обстановка в городе и близость Невы.

В ходе реставрационных работа была проведена очистка мрамора, подвергшиеся деструкции участки укрепили с помощью специальных технологий, каменные поверхности были отполированы воском, после предварительной профилактической обработки для защиты от атмосферных воздействий. Основной массив мрамора для восстановительных работ был заказан в Турции. В настоящее время в облицовке дворца использовано пять сортов мрамора.

То, что городу, благодаря усилиями специалистов, была возвращена его подлинная жемчужина - значимый шаг для сохранения исторического богатства в масштабах всей страны, ведь культурное наследие не знает географических границ.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»