Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Пантеон

  /images/mine-empty.png

Пантеон в наши дни стал одной из самых популярных достопримечательностей Рима. Этому есть множество причин, во-первых, это самая крупная их сохранившихся построек эпохи античности. Во-вторых, его уникальная архитектура вот уже много веков удивляет и восхищает всех, кому довелось воочию убедиться в ее величии. В-третьих, история и некоторые особенности использования этого сооружения окружают его особой атмосферой, прикосновение к которой едва ли оставит равнодушным. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Каменная громада Пантеона: вид с высоты птичьего полетаПантеон в наши дни стал одной из самых популярных достопримечательностей Рима. Этому есть множество причин, во-первых, это самая крупная их сохранившихся построек эпохи античности. Во-вторых, его уникальная архитектура вот уже много веков удивляет и восхищает всех, кому довелось воочию убедиться в ее величии. В-третьих, история и некоторые особенности использования этого сооружения окружают его особой атмосферой, прикосновение к которой едва ли оставит равнодушным.

Среди архитектурных памятников своего времени Пантеон стоит особняком. Дело в том, что типологически его довольно сложно отнести как к традиционным греко-римским храмам, имеющим прямоугольную форму, так и к классу круглых периметров. Более того, одной из интереснейших особенностей Пантеона является расчет на восприятие его своеобразия в большей степени изнутри строения, чем снаружи. Также в качестве важных отличительных черт, можно упомянуть великолепную акустику и большую вместимость - храм способен принять более 2 тыс. человек!

История Пантеона начинается еще до нашей эры - первое здание получившее такое название и расположенное на этом месте было завершено в 25 г. до н.э., инициатором строительства был Марк Випсаний Агриппа, бывший видным римским полководцем и государственным деятелем, зятем императора Октавиана Августа. Последний именно благодаря активной деятельности Агриппы на строительном поприще, получил возможность с полной правотой заявить - "Я принял Рим кирпичным, а оставляю — мраморным".

План Пантеона - инженерный гений воплощенный в натуральном камнеПожары конца 1-го и - начала 2-го вв. н.э. нанесли постройке значительный ущерб. Около 126 г. по воле императора Адриана храм был восстановлен, а в 202 г. уже при Септимии Севере подвергся поверхностной реставрации, в частности, была обновлена отделка природным камнем.

Новая история Пантеона начинается в 608 году, когда император Фока даровал здание Римскому папе Бонифацию IV, который превратил его в христианское святилище, посвященное Мадонне и всем мученикам и получил название Санта Мария ад Мартирес (Санта Мария Ротонда или просто Ротонда). Есть забавная история о позднейших попытках придать облику Пантеона более традиционный для христианского храма вид, так по велению папы Урбан III по краям фронтона были достроены две колокольни, однако выглядело это столь нелепо, что в начале XIX в. эти пристройки были снесены.

В Пантеоне похоронены многие видные итальянцы, снискавшие себе славу в самых разных областях. В 1520 г. в нем был погребен Рафаэль, нашли там покой также первый и второй короли Объединенной Италии. В настоящее время Пантеон имеет статус национального мавзолея Италии, при этом продолжая работу в качестве церкви - в нем даже проводятся обряды венчания.

Величественная мощь камняАрхитектурное решение Пантеона основано на строгом расчете - общая высота храма равна диаметру его ротонды, таким образом, если мысленно вписать в его пространство шар, что половина этого шара образует купол. Именно купол снискал значительную часть славы этому и без того величественному сооружению.

Согласно преданию, когда при императора Адриане решали вопрос как возвести купол, что в условиях относительно слабо развитых строительных технологий и масштабов работ, было нетривиальной задачей, последний предложил оригинальное решение. Здание изнутри заполняли землей с подмешенными к ней золотыми монетами, что с одной стороны позволило вознести рабочих на необходимую высоту, а с другой быстро ликвидировать данную "приступку" путем простого объявления о том, что каждый, кто найдет в земле монету сможет оставить ее себе.

Насколько эта история является байкой и есть ли под ней реальная основа судить сложно, важно другое - для объяснение секрета сооружения купола использовались самые фантастические истории.

Входные ворота - тяжесть бронзы, уверенность камняСтены ротонды установлены на бетонном фундаменте глубина которого достигает 4,5 м. при толщине в 7,3 м., толщина самих стен составляет 6,3 метра, пролет купола (43,2 м.) оставался непревзойденным вплоть до конца XIX в. В центре купола расположено, обрамленное бронзовым бордюром, круглое отверстие диаметром примерно 9 м., сквозь которое проникает внутрь свет, создавая фантастические визуальные эффекты.

Для придания конструкции купола большей устойчивости был применен оригинальный метод - в состав бетона нижних ярусов подмешивали твердую травертиновую крошку, для верхних использовали крошку легкой пемзы и туфа. Купол поднимается над ротондой на 22 м.

Сама ротонда в целях облегчения конструкции расчленена на части семью симметричными нишами, место восьмой отведено входу, который оформлен гигантским двойными бронзовыми воротами (высотой около 7 м.!), сохранившимися еще со времен античности. За воротами следует вестибюль, который примыкая к ротонде в северной части, переходит затем в портик.

Знаменитый купол - талант древних мастеров создал сказочные эффекты игры светаПортик поддерживают 16 монолитных колонн из египетского красного гранита коринфского ордера с капителями из греческого мрамора, их размеры также достойны упоминания - высота составляет 14 м., при диаметре в 1,5 м. Для оформления наружных стен вестибюля частично использованы мраморные блоки, а частично просто облицовка из того же натурального камня, им же вымощен пол и отделаны стены первого яруса ротонды. Портик выполняет важную миссию своеобразной маскировки массивного цилиндра храма, который он прикрывает, сильно выдаваясь на площадь перед Пантеоном.

Стоит отметить, что Пантеон оказал колоссальное влияние на архитектуру Западной Европы, внимательно приглядываясь ко многим известным зданиям, построенным в разные века, можно обнаружить его мотивы и черты. Это ли не лучшее признание строительного гения мастеров, трудом которых был некогда создан этот великолепный храм?

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»