Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Парфенон

  /images/mine-empty.png

Парфенон — самый известный памятник античной архитектуры. Он являлся главным храмом в древних Афинах и был посвящен богине Афине-Деве, покровительнице города. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Парфенон — самый известный памятник античной архитектуры. Он являлся главным храмом в древних Афинах и был посвящен богине Афине-Деве, покровительнице города. Сделан из пентелийского мрамора, который сохранился и по сей день.

Величественный храм сооружен на самой высокой точке Афинского акрополя - 156-метрового скалистого холма с пологой вершиной. Строительство началось в 447 году до н.э., под руководством архитектора Калликрата по проекту Иктина - знаменитого древнегреческого зодчего. Хотя уже в 438 году. до н.э. храм был освящен на Панафинеях ("празднике для всех афинян" - торжествах в честь покровительницы города), отделочные работы продолжались до 432 года до н.э.

Парфенон целиком построен из пентелийского мрамора, названного так по месту добычи - горе Пентели (Пентеликон), расположенной к северо-востоку от Афин. Этот мрамор более мелкозернистый, чем паросский и обладает уникальным свойством менять свой цвет. Будучи белым в момент добычи, он под воздействием солнечных лучей со временем приобретает золотистый оттенок. Этой его особенностью обусловлено то, что северная сторона Парфенона, которая в меньшей степени подвержена солнечному свету, имеет серовато-пепельный оттенок, тогда как южная - светится золотом. Пентелийский мрамор высоко ценился и составлял значительную часть аттического экспорта.

Мраморный Парфенон

При строительстве использовали метод сухой кладки, не задействуя никакие растворы или цемент. Блоки квадратной формы тщательно обтачивали по краям и подгоняли друг к другу. В горизонтальной плоскости мраморные блоки соединены железными скрепами, которые вставлены в специальные пазы и залиты свинцом. Для вертикального сцепления использованы железные штыри.

Парфенон стоит на стилобате — трёх мраморных ступенях - и представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. План Парфенона был основан на известном отношении длины к ширине, которое определяется диагональю четырехугольника, при этом для того, чтобы зрительно облегчить нагрузку на несущие элемент, был использован прием намеренной кривизны. Хотя храм производит впечатление идеальной прямолинейности, в действительности, в его контурах нет ни одной выдержанной прямой линии.

По свидетельству Плутарха, скульптурная отделка Парфенона велась под руководством и при непосредственном участии выдающегося мастера Фидия. Особенно следует отметить статую Афины, которая являлась священным центром всего сооружения. Она была выполнена в хрисоэлефантинной технике (ювелирные изделия из золота и слоновой кости на деревянной основе) и имела около 11 метров в высоту.

К сожалению, история Парфенона сложилась трагически. Около 298 до н.э. со статуи Афины были сняты золотые пластины, а во 2 в. до н.э. храм пришлось серьезно ремонтировать после пожара. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, что сопровождалось изменениями планировки. Примерно в 1460 году, после турецкого завоевания, Парфенон стал мечетью. Спустя 200 лет, в 1687 году во время осады Афин венецианцами в храме был устроен пороховой склад, который вскоре и детонировал, благодаря случайному пушечному ядру. Парфенон был сильно разрушен, однако восстановительных работ не проводилось. В 19 веке большая часть сохранившихся мраморных скульптур была вывезена в Англию, где пополнила экспозицию Британского музея. Только в 20 веке, вместе с созданием независимого греческого государства началось восстановление Парфенона.

Для реконструкции Парфенона недостающие мраморные блоки доставляют из тех же каменоломен, что служили еще античным строителям, так что славная история пентелийского мрамора продолжается и в новейшие времена.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»