Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Пергамский алтарь

  /images/mine-empty.png

Пергамский алтарь – одно из наиболее знаменитых произведений искусства эллинистической эпохи из натурального камня. Главная тема его многочисленных рельефов – битва богов с гигантами (т.н. "гигантомахия"). /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Пергамский музей в БерлинеПергамский алтарь – одно из наиболее знаменитых произведений искусства эллинистической эпохи из натурального камня. Главная тема его многочисленных рельефов – битва богов с гигантами (т.н. "гигантомахия").

В настоящее время этот выдающийся памятник мировой культуры экспонируется в берлинском Пергамском музее. Свое название алтарь получил по месту происхождения – древнему античному городу Пергам, который располагался на территории Малой Азии (современная Турция). Основан он был в XII в. до н.э. и в 283-133 гг. до н.э. был столицей одноименного царства.

В настоящее время существует три основных гипотезы относительно событий, ставших поводом для создания алтаря. Согласно первой, он был возведен в честь победы пергамского царя Аттала I над галлами, которые в 228 г. до н.э. вторглись в его земли.

Другие исследователи склонны считать, что поводом стала победа Антиоха III, Эвмена II и римлян над галлами в 184 г. до н.э. Есть также версия, что алтарь воздвигнут в честь победы Эвмена II над все теми же галлами, но уже в 166 г. до н.э.

Сторонники различных теорий по-разному определяют и время сооружения алтаря – 180-159, 170 или 166-166 гг. до н.э., соответственно. Единственное, что почти не вызывает разногласий среди ученых – факт того, что этот интереснейший памятник посвящен Зевсу. Мнения о его посвящении Эвмену II, Афине и Афине вместе с Зевсом менее распространены. Окончательно установить истину не представляется возможным ввиду крайней небольшого количества сохранившихся на этом сооружении надписей, которые могли бы позволить произвести более точную атрибуцию.

История в мраморе - алтарь в музейном залеУпоминания алтаря встречаются в древнейших источниках. Так, римский писатель Луций Ампелий (II-III вв.) рассказывает о нем в своем труде "О чудесах мира", отдельные интерпретаторы текста Нового Завета находят и в нем строки, посвященные этому памятнику.

Многие века алтарь, разбитый на отдельные фрагменты, был погребен под слоем земли, а некоторые его детали оказались встроены в другие сооружение. Причины столь печального положения дел установить сложно. Возможно, к этому привело разрушение города арабами в 713, а может быть, землетрясение, которое пережил в Средние века Пергам.

Находка алтаря состоялась уже в XIX в., благодаря деятельности инженера Карла Хуманна, который вместе с другими немецкими специалистами был приглашен турецким правительством для строительства дорог. Побывав в древнем городе, он обнаружил, что хотя археологические раскопки еще не проводились, в случае их начала результаты могут оказаться очень любопытными.

Приложив массу усилий и потратив несколько лет, Хуманн заручился поддержкой из Берлина, благодаря которой удалось организовать 3 экспедиции. Все находки по соглашению с турецкой стороной были вывезены в Германию, частично восстановленный Пергамский алтарь начали экспонировать в Берлине.

После Второй Мировой войны алтарь был вывезен в СССР, став частью коллекции Эрмитажа, а в 1958 году Н. Хрущев сделал широкий жест и вернул, в числе прочих ценностей, этот памятник германской стороне. Несколько фрагментов, собранных еще в XVIII в. для коллекции одного из британских аристократов, в настоящее время находятся в оксфордском музее Ашмола. Небольшим количеством мелких частей фриза обладает и турецкая сторона.

Ярость битвы, застывшая в натуральном камнеДважды (в 1998 и в 2001 гг.) Турция требовала возврата алтаря, однако в этом требовании ей было отказано на том основании, что в свое время разрешение на вывоз было получено непосредственно от султана. Кроме того, музеи Берлина подписали международную декларацию о невозвращении такого рода памятников на их географическую родину.

После краткого исторического очерка перейдем к художественным особенностям описываемого нами произведения монументального искусства.

Материалом для изготовления Пергамского алтаря стал мрамор, что неудивительно, поскольку этот природный камень занимает важное место в античной скульптурной и архитектурной традиции. В этом контексте, выбор древних мастеров вполне традиционен, необычно другое – алтарь был вынесен за пределы храма, тем самым, став самостоятельным культовым сооружением.

Алтарь был построен на террасе южного склона пергамского акрополя и представлял собой высокий цоколь размерами 36,44 x 34,20 м, установленный на пятиступенчатом фундаменте. С одной стороны цоколь был прорезан лестницей из мрамора, ширина которой составляла 20 м., она вела к верхней алтарной площадке. Верхний ярус окружал ионический портик, колоннада ограничивала алтарный дворик с установленным на нем высоким (3-4 метра) жертвенником. Площадку второго яруса с трех сторон ограничивали глухие стены, крышу украшали статуи. Высота алтаря была около 9 метров.

Периметр цоколя обрамлял Большой фриз, его высота составляла 2,3 м., при длине в 120 м. Он покрывал не только стену цоколя, но и боковые стены лестницы, его верхний край был увенчан зубчатым карнизом. Малый фриз располагался на внутренних стенах алтарного дворика.

В резьбе по натуральному камню античные мастера не знали себе равныхБольшой фриз посвящен гигантомахии, олимпийским богам противостоят гиганты под предводительством царя Порфириона. Исследователи расшифровывают аллегорическое значение барельефов следующим образом: боги являются олицетворением античного мира, в то время как гиганты символизируют галлов. Таким образом, сталкиваются не только разные народы, но и традиции – с одной стороны ценности государственности, с другой – родоплеменные традиции. Принято считать, что Зевс, Афина, Дионис и Геракл олицетворяют династии пергамских царей.

Всего на фризе присутствует порядка 50-ти фигур богов и равное им количество гигантов. Боги расположены в верхней части, гиганты – в нижней, хтонической. Если боги антропоморфны, то гигантам присущи черты птиц и животных. Каждое изображение сопровождается пояснением, вырезанным на карнизе под фигурами.

Распределение богов по фризу подчинено следующему правилу: олимпийские боги на восточной, боги ночи и созвездий на северной, боги водной стихии на западной, боги небес и небесных светил на южной стороне.

Малый фриз рассказывает о жизни сына Геракла Телефа, он отличается меньшими размерами, более спокойной композицией, присутствуют даже пейзажные фрагменты. Одна из центральных тем фриза – неожиданность, воплощенная в сцене узнавания отцом сына. Таким образом, Большой и Малый фризы олицетворяют собой два различных начала – закономерность (победы на гигантами) и случайность.

Каменный декор алтаря создавался по единому проекту группой мастеров, среди дошедших до нас имен – Орест, Пиромах, Дионисиад, Стратоник, Исигон и Антигон. Правда, установить авторство того или иного фрагмента не представляется возможным. Несмотря на то что авторы принадлежали к разным художественным школам, композиция алтаря является целостной и гармоничной.

Модель Пергамского алтаряОтметим, что, к сожалению, слишком большое количество фрагментов алтаря так и остались не найденными, в связи с этим в Берлинском музее в настоящее время выставлена т.н. "модель-реконструкция" – не цельный памятник, но сооружение, на котором размещены отдельные сохранившиеся части. Таким образом, была воссоздана только западная (основная) часть – с колоннадой, лестницей, фризом, портиками и статуями. При этом плиты фриза других сторон размещены вдоль стен музейного зала.

При сборе алтаря мраморные фрагменты были закреплены с помощью металлических штырей, что со временем привело к коррозии метала и опасности раскола мраморных плит, которые покрылись патиной. В ходе реконструкции (1997-2004 гг.) конструкция была разобрана, а ее составные части промыты и соединены заново.

Интересен след, который оставил Пергамский алтарь в довоенной германской и советской культуре. Так, форма алтаря вдохновила немецкого архитектора Вильгельма Крайса при создании Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск в Берлине и, согласно некоторым исследованиям, стала одной из основ для проекта Мавзолея Ленина авторства Алексея Викторовича Щусева.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»