Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

  /images/mine-empty.png

Санта-Мария-дель-Фьоре, пожалуй, самое знаменитое каменное сооружение флорентийского кватроченто и одна из главных городских достопримечательностей. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Санта-Мария-дель-Фьоре - каменное искусствоИтальянский католический собор Санта-Мария-дель-Фьоре, пожалуй, самое знаменитое каменное сооружение флорентийского кватроченто и одна из главных городских достопримечательностей.

Собор был спроектирован таким образом, чтобы при необходимости вместить значительную часть населения города, которое на момент строительства города составляло около 90 тысяч человек. Его размеры поражают воображение: длина - 153 метра, ширина в области трансепта - 90 метров, ширина в области нефов - 38 метров, высота - 107 метров.

Санта-Мария-дель-Фьоре стал свидетелем множества событий оставивших свой след в итальянской истории - в нем было совершено покушение на братьев Медичи (Лоренцо и Джулиано), под сего сводом проповедовал Савонарола...

Строительство Санта-Мария-дель-Фьоре продолжалось с 1296 по 1436 г., его возвели на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, история которого насчитывала около 900 лет. Решение о начале нового строительства имело под собой несколько оснований - с одной стороны, Санта-Репарата был уже достаточно ветхим, с другой, делом чести для процветающей Флоренции было если не превзойти, то, по крайней мере, потягаться в пышности собора со своими тосканскими соперниками - Пизой и Сиеной.

План Санта-Мария-дель-ФьореОкончательное решение о строительстве было принято в 1289 году, это ответственное дело было поручено зодчему Арнольфо ди Камбио. 9 сентября 1296 года легатом Римского папы Бонифация VIII, кардиналом Пьетро Валериано Дурагуерра в присутствии духовенства, знати и горожан был заложен первый камень собора.

Строительство началось со стен, проект ди Камбио включал три широких нефа, которые обретали свое завершение под куполом восьмиугольной формы, при этом средний неф должен был располагаться на месте Санта Репарата. После смерти архитектора в 1302 году работы были приостановлены почти на 30 лет.

Поводом для возобновления проекта послужило обретение мощей св. Зиновия Флорентийского, в 1331 году гильдия торговцев шерстью объявила о принятии попечительства над строительством и пригласила в качестве главного архитектора знаменитого Джотто, который приступил к работе в 1334 г., начав с колокольни.

Мраморный фасадСтроительство шло тяжело, к моменту смерти Джотто в 1337 году был возведен только первый ярус. В 1348 году наступила годовая пауза, связанная с чумой. К 1380 году было завершено строительство нефа, однако возникла проблема с возведением купола, которую смогли решить только спустя 40 лет. В указанный период над созданием собора трудились такие архитекторы, как Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини, Джованни д’Амброджо, Альберто Арнольди, Нери ди Фьораванте и Орканья.

Необходимо отметить, что вопросу возведения купола придавалось особенное значение. Купол должен был стать не только центральным архитектурным элементом собора, но символом Флорентийской республики, важным знаком ее величия.

Кроме того, к моменту завершения строительства стало очевидно, что задача проектирования купола является крайне сложной - диаметр его основания составлял 42 метра, что влекло за собой необходимость применения новаторских инженерных решений. Кроме того, работы необходимо было осуществлять на такой высоте, которая затрудняла применение строительных лесов.

В 1380 году был объявлен конкурс на лучший проект купола, однако способных предоставить свои варианты не нашлось. Повторно конкурс был объявлен только в 1418 году и имел важное условие - к участию в нем допускались только флорентийские мастера. Это еще раз подчеркивает тот факт, что строительство Санта-Мария-дель-Фьоре было проектом, имевшим огромное патриотическое значение.

Деталь мраморного фасадаПобедителями конкурса стали проекты Гиберти и Брунеллески, идея последнего о возможности осуществления кирпичной кладки без применения лесов стала сенсацией. В 1420 году с началом работ произошло органичное распределение обязанностей между авторами, Гиберти взял на себя архитектурно-художественные функции, а Брунеллески блестяще воплотил конструкторско-инженерную часть проекта.

В 1434 году собор обрел купол в котором воплотились уникальные технологии — пустотелый купол с двойной оболочкой имел каркас из 8 основных и 16 вспомогательных ребер, опоясанных кольцами. Его темно-красная черепица и венчавший конструкцию мраморный фонарь стали символами города. Вес купола (без фонаря) составил примерно 9 тысяч тонн. Хотя первоначальный проект не предполагал роспись свода купола, в 1572-79 гг., его украсили работы знаменитых художников Вазари и Дзуккари.

Через два года собор был освящен, несмотря на то, что фасад оставался недостроенным. Свой теперешний вид Санта-Мария-дель-Фьоре обрел в 1887 году, благодаря Эмилио де Фабрису, завершившему строительство фасада.

Архитектура собор производит сокрушительное впечатление. Натуральный камень стал главным украшением его фасада, были использованы панели разноцветного мрамора - белого (из Каррары), розового (из Мареммы) и зеленого (из Прато).

Купол собораЗначимым элементом собора служат 44 окна, витражи которых изображают библейские сцены, а также Деву Марию и Иисуса Христа. Боковые и центральные окна соединяет фриз со статуями апостолов и Св. Марии. В верхней части расположен тимпан с барельефом, который изображает Отца Небесного. Над главным входом располагается огромный часовой циферблат XV века, содержащий изображения пророков и евангелистов.

Собор Санта Мария дель Фьоре представляет собой комплекс зданий, куда также входит колокольня Джотто - построенная в XIV веке, она имеет в высоту 84 метра и отличается богатым декором и полихромными резными мраморными вставками.

Интерьер собора выполнен в рамках традиций итальянской готики. Пилястры украшают пилоны, поддерживающие арки и перекрещивающиеся своды нефов. В верхней части расположена галерея, опирающаяся на консоли. Главный алтарь, авторства Баччио Бандинелли, окружен тремя апсидами, разделенными на пять отсеков. Пол из натурального камня был создан в 1526-1660 гг.

В наши дни собор по-прежнему остается одной из ярчайших архитектурных, культурных и исторических жемчужин Флоренции.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»