Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Собор Святого Марка

  /images/mine-empty.png

Собор Святого Марка в Венеции является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Собор Святого МаркаСобор Святого Марка в Венеции является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров. Со времени создания, поразительной красоты здание собора никого не могло оставить равнодушным. Знаменитый австрийский писатель Франц Грильпарцер, описывает свои впечатления от созерцания собора следующим образом: «Тот, кто, стоя на площади св. Марка, не чувствует, что сердце его бьется сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв... Тот, у кого на площади св. Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».

Собор Святого Марка уникален тем, что представляет собой редчайший пример византийской архитектуры (причем, в высшем ее художественном воплощении) в Западной Европе. В соборе хранятся мощи апостола Марка и огромная коллекция произведений искусства, которые были вывезены из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году архитектурно-историческая ценность собора получила еще одно признание - он был внесен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История создания собора напоминает приключенческий роман. Базилика с самого начала была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 годы были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико из Александрии в Венецию. Находясь в Александрии, купцы узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны. Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ - крылатого льва.

Купола собора Святого Марка

Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен. При этом, по мнению многих исследователей, речь идет именно о реставрации, а не о новой постройке. Строительство современного здания началось в 1063 году при правлении дожа Доменико Контарини, а в следующем году собор уже был освящен.

Дальнейшая история собора заключается в постоянном расширении и украшении внешенго и внутреннего убранства. Так, в 1159 собор начали облицовывать мрамором. В том же XII веке искусными мастерами были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, а в XIV веке пристроены капелла святого Исидора и баптистерий. Каждое новое столетие прибавляло собору красоты и масштаба - в XV веке появились капелла Масколи и сакристия, а в XVI - капелла Дзен.

Крестовые походы подарили собору множество реликвий, в том числе и те, которые достались крестоносцам после захвата в 1204 году Константинополя. В первую очередь, это образ «Мадонны Никопея», «золотой алтарь» византийской работы и квадрига на западном фасаде.

Культурная и политическая роль собора Святого Марка была огромна - в нем провозглашался глава Венецианской республики, проходили официальные церемонии, его своды стали свидетелями многих исторических событий, таких, например, как встреча покаявшегося в своих заблуждениях императора Фридриха Барбароссы с Папой Римским Александром III.

В наши дни, несмотря на свою многовековую историю, собор по-прежнему является действующим храмом, а хранящиеся в нем святыни сделали его знаменитым центром христианского паломничества. 

Внутреннее убранство

Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая - дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей. Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.

Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом. Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора, ее венчает большой крест, по сторонам от которого расположены 14 статуй - 12 апостолов, а также Дева Мария и святой Марк. В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.

Наборный мраморный пол собора прекрасно сочетается с внутренним и наружным мраморным убранством, он составлен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений, которые также выполнены из мраморных кусочков различного размера и формы.

Мраморные колонны

Вообще, надо отметить, что мрамор в отделке собора появился не сразу, так мраморная облицовка фасада появилась только в XIII веке и связана с трофеями четвертого крестового похода (колонны и капители из константинопольских храмов и дворцов), которые стали источником идеи о придании храму большей пышности. Напомним, что изначальный архитектурный облик определялся канонами романского стиля и был весьма аскетичен.

Собора знаменит своими мозаиками, среди которых «Снятие с креста», «Сошествие Иисуса Христа во ад», «Воскресение Христово» и множество других. Общая площадь мозаичных полотен порядка 4000 кв. метров.

Одним из наиболее ярких свидетельств того, как архитектура собора впитала в себя различные влияния является квадрига святого Марка. Это многофигурная античная конная статуя IV века до н.э., которая некогда украшала константинопольский ипподром и в 1204 году была вывезена в Венецию. В 1970-е годы в целях сохранности квадрига была заменена копией, в 1982 году оригинал украсил собой музей базилики.

Собор имеет пять куполов - один центральный и четыре над ветвями креста. В свою очередь каждый из куполов также образует центр крестово-купольной группы.

Внутреннее мраморное убранство

В крипте (место, служащее для погребения мощей святых) собора сохранилась часть элементов, которые исторически относятся еще к первой базилике. В ее центре располагается часовня, украшенная мраморной ажурной плитой византийской работы, именно под ней до 1835 году хранились мощи святого Марка, которые затем были перенесены в главный алтарь.

В южной части собора находится баптистерий (помещение, предназначенное для крещения), его стены облицованы мрамором, а своды и люнеты украшает мозаика. Центром баптистерия является каменная купель, которая закрыта бронзовой рельефной крышкой.

Один из ярчайших элементов внутреннего убранства собора  - Пала д’Оро (Pala d'Oro — «золотой алтарь» по ит.) - это алтарный образ, расположенный у главного алтаря храма. Он украшен 250 миниатюрами, выполненными в технике перегородчатой эмали, которые вставлены в, украшенную 2000 драгоценных и полудрагоценных камней раму из позолоченного серебра. Сам алтарь помещен в дароносицу из мрамора.

В помещениях, которые соединяют храм с расположенным неподалеку дворцом дожей, расположена сокровищница, ее собрание состоит из трофеев крестовых походов и подарков римских пап.

Из особенностей собора, напрямую связанных с архитектурой, можно отметить потрясающую акустику, благодаря чему в разные году он привлекал знаменитейших музыкантов и композиторов.

Собор Святого Марка – это выдающееся произведение мировой культуры, которое, веками вбирая в себя все новые и новые элементы стало стало подлинным памятником не только архитектурного искусства, но и исторической памяти.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»