Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Триумфальная арка Константина

  /images/mine-empty.png

Каменная триумфальная арка Константина в Риме по праву может считаться уникальным сооружением - во-первых, это позднейшая из сохранившихся в городе триумфальных арок; во-вторых, при ее сооружении были использованы детали более ранних построек, что нетипично для римской архитектурной традиции; в третьих, она посвящена победе в, своего рода, гражданской войне, а не над внешним врагом. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Арка Константина - слава, воплощенная в  натуральном камнеКаменная триумфальная арка Константина в Риме по праву может считаться уникальным сооружением - во-первых, это позднейшая из сохранившихся в городе триумфальных арок; во-вторых, при ее сооружении были использованы детали более ранних построек, что нетипично для римской архитектурной традиции; в третьих, она посвящена победе в, своего рода, гражданской войне, а не над внешним врагом.

Арка была построена в 315 году в честь победы Константина I над Максенцием в битве на Милвинском мосту, которая состоялась тремя годами раньше. Причины конфликта кроются в системе управления государством, которую в 285 году реформировал император Диоклетиан.

Фрагмент каменного декора аркиВ результате вместо одного правителя появилось целых четыре - 2 августа (старшие) и 2 цезаря (младшие). Предполагалось, что смена власти будет происходить путем своевременного отречения августов в пользу цезарей, который должны будут к этому моменту определиться с кандидатурами своих преемников.

Однако, на практике все получилось иначе. Одним из результатом многолетних интриг и междоусобных войн и стало сражение на Милвинском мосту, ставшее важной вехой на пути Константина к верховной власти. Спустя более 10 лет, после многочисленных сражений, в 324 году у империи наконец-то появился единоличный правитель.

В том же году столица была перенесена в г. Византий, который вскоре получил название Константинополь. Благодаря тому, что император покровительствовал христианской церкви и сделал очень многое для ее развития и укрепления на своих землях, в христианскую историографию он вошел под именем Константин I Великий.

Остатки надписи, когда-то сделанной бронзовыми буквамиТриумфальная арка располагается между Колизеем и улицей Палатин на т.н. "Дороге Триумфа" - пути, которым следовали императоры, возвращаясь в Рим победителями. Несмотря на то, что арка Константина является позднейшей из дошедших на наших дней, время не пощадило и ее. Первые восстановительные работы были организованы еще в XVIII в.

Арка поражает своими размерами: ее высота составляет 21 м., ширина - 25,7 м., а глубина - 7,4 м. Основная часть этого огромного сооружения сложена из мраморных блоков. Исключение составляет только кирпичный аттик, тем не менее, также отделанный натуральным камнем.

Основную часть трехпролетной арки составляют 8 коринфских колонн, расположенных по 4 с каждой стороны, которые изготовлены из желтого нумидийского мрамора, основания которых украшены рельефами, изображающими римских солдат, плененных варваров и богиню Викторию.

На вершинах колонн высятся фигуры даков, источником которых, предположительно, послужил форум Траяна. Вероятно там же следует искать изначальное расположение барельефов боковых стен аттика и центрального пролета, изображающих торжества в честь победы над даками.

Часть украшения арки: сцена из жизни императораНад боковыми пролетами размещаются пары медальонов 2-х метрового диаметра, относящиеся к эпохе Адриана и содержащие изображения различных жанровых сцен - охоты и жертвоприношений. На расположенных с боковых сторон аналогичных медальонах изображены солнечные и лунные божества.

Рельефный фриз иллюстрирует историю похода Константина против Максенция, начинаясь отбытием будущего императора из Милана (восточная сторона), продолжаясь на южной военными сценами, развиваясь на западной въездом победителя в Рим и завершаясь на северной стороне сценой выступления перед народом и раздачей ему денег.

Аттик характерен парными расположением 8 барельефов, датированных ученными временем правления императора Марка Аврелия (161-180 гг.), которые, предположительно, были частью триумфального монумента, посвященного войне 169-175 гг. с сарматами. На барельефах представлены различные абстрактного характера ситуации их жизни Константина, такие как возвращение из военного похода, допрос пленного германца, жертвоприношение и т.п.

Каменный бюст императора Константина IИзначально арка содержала надпись, выполненную бронзовыми буквами, которая гласила: "Императору Цезарю Флавию Константину, самому великому, набожному, и благословляемому Августу: потому что он, вдохновленный божественным просветлением, и величием своего ума, освободил государство от тирана и всех его последователей в то же самое время, его армия, и сила оружия, Сенат и Люди Рима посвящают ему эту арку, прославляющую его триумф". На внутренней стороне центрального пролета также содержится надпись, говорящая о том, что император Константин пришел в города не как завоеватель, но как освободитель.

В настоящее время существует три версии, объясняющие такое необычное явление, как заимствование при строительстве арки элементов других сооружений. Согласно первой из них, в IV в. н.э. римское искусство находилось в той степени упадка, когда прежние навыки создания помпезных, величественных арок оказались утрачены.

Вторая гипотеза говорит о том, что строительство монумента велось в форсированном режиме, который сделал вынужденной мерой архитектурные заимствования, поскольку без этого работы заняли бы существенно больше времени.

Так или иначе, перед нами выдающихся архитектурный, исторический и культурный памятник своей эпохи, многозначность трактовки которого лишний раз подчеркивает неоднозначность исторических процессов и событий, возможность рассматривать одни и те же факты под разными углами зрения, тем самым получая своеобразное стереоизображение давно ушедших веков.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»