Миланский собор
Кафедральный собор в Милане (Duomo di Milano) - представляет собой не только одну из главных городских достопримечательностей, но головокружительное, уникальное, фантастическое здание, аналогов которому нет нигде в мире. Конечно, с той или ной степенью правоты, эти слова можно сказать о любом архитектурном шедевре, но даже в их ряду миланский собор стоит особняком, занимая особое место.
Сделан он из знаменитого мрамора Милано, месторождения Кандолья. Именно этот карьер разрешали разрабатывать только для реставрации собора.
Один из крупнейших в мире, он способен единовременно вместить около 40 тыс. человек! Его внутренняя площадь составляет 11700 кв. метров, высота - 157 метров, длина - 148, поперечный неф - 87,8 метра. Собор украшен многочисленными шпилями, количество которых достигает 135, самый высокий из них (108,5 метра) увенчан бронзовой позолоченной статуей Мадонны.
Однако, сильнейшее впечатление, которое собор производит на зрителей, сложно объяснить одними лишь его колоссальными размерами. Есть еще кое-что, удивительный сплав различных культур, одинаково устремленных ввысь и навсегда застывших в пластичном камне. Впрочем, обо всем по порядку.
Строительство собора началось в 1386 году на месте, которое уже имело богатую историю различных религиозных сооружений. Кельтское святилище сменил римский храм Минервы, позже отступивший перед церковью Санта-Текла, на руинах которой возникла новая церковь - Санта-Мария-Маджоре, снесенная ради строительства Дуомо.
Проект нового собора предполагал готический стиль, который в те годы для Италии был несвойственен. Много лет подряд на посту главного архитектора сменяли друг друга итальянцы и немцы, что нашло свое выражение в его архитектуре - готическая основа оказалась разбавлена ренессансными элементами, примером чему может служить восьмиугольный в основании купол.
В качестве строительного материла использовался белый кандолийский мрамор, который добывали на землях герцога Джан-Галеаццо Висконти в карьерах возле Лаго-Маджоре. Для строительства собора герцог разрешил добывать камень бесплатно. Надо сказать, что реализации этого проекта стала для жителей Милана по-настоящему всенародным делом, не будет преувеличений сказать, что свою долю в создании каменного шедевра внесло практически все население города.
В 1417 году состоялось освещение алтаря еще недостроенного собора, но только в 1572 году состоялось его открытие. В 1769 году был достроен шпиль с четырехметровой статуей Мадонны, а XIX век ознаменовался появлением знаменитого "каменного" леса из более чем сотни мраморных шпилей.
В годы Второй мировой войны собор незначительно пострадал от бомбардировок, что все же потребовало проведения реставрации. При этом, какие-то мелкие работы по доделке здания велись все время. Официально строительство было завершено только в 1965 году.
Хотя в плане миланский собор продолжает традиции немецкой готики, как уже было отмечено выше, итальянские мотивы в его архитектуре очень заметны. Одна из особенностей собора состоит в том, что в зависимости от той точки, где находится наблюдатель, здание предстает совершенно по-разному. В качестве причин можно назвать как его огромные размеры, так и обилие пышных фасадных украшений, выполненных из натурального камня. Достаточно сказать, что снаружи и внутри собор украшен более чем тремя тысячами мраморных скульптур.
Отдельно следует упомянуть мраморную кровлю собора, которая своими размерами и строением напоминает городскую улицу. Два ската образованы ступенчато уложенным каменными блоками, по всему периметру расположены башенки и высокая ограда. С крыши собора открывается великолепный вид на город. Кроме того, только поднявшись наверх можно в полной мере оценить архитектурное великолепие собора.
Интерьер разделен на пять нефов пятьюдесятью циклопическими колоннами, в сочетании с многочисленными витражами, внутреннее пространство Дуомо напоминает волшебный лес, где стволы могучих деревьев мягко обтекает разноцветный свет. Полумрак раздвигает интерьер собора, создавая эффект бесконечности пространства.
Над алтарем находится важная святыня - один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Он размещен в дарохранительнице, установленной в специальной нише в апсиде. Только два дня в году гвоздь выставляется на всеобщее обозрение.
Среди многочисленных украшений собора стоит упомянуть мавзолей Джан Джакомо Медичи, статую великого князя киевского Владимира Мономаха, порфировую ванну IV в. из Египта, которую используют в качестве крестильной купели, витражи XV века... Насколько собор великолепен снаружи, настолько же он прекрасен и разнообразен изнутри.
Многие знаменитые люди, оставившие свой след в искусстве и литературе, не смогли остаться равнодушными к миланскому собору, оставив воспоминания о тех чувствах, которые охватили их при знакомстве с этой миланской достопримечательностью. В наши дни поток туристов, желающих собственными глазами увидеть яркий контраст синего неба и шпилей белого мрамора, не ослабевает, равно как и не блекнут ярчайшие эмоции, которые вызывает миланский собор.