Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Мраморный дворец

  /images/mine-empty.png

Санкт-Петербург славен своими многочисленными прекрасными дворцами, особое место среди них занимает Мраморный. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Санкт-Петербург славен своими многочисленными прекрасными дворцами, особое место среди них занимает Мраморный.

Дело в том, что это первый дворец Северной Пальмиры фасады которого были облицованы естественным камнем, в его отделки настолько широко применялся мрамор, что название возникло само собой.

Несмотря на бытовавшую одно время легенду, что проект дворца был создан самой Екатериной II (затем эту честь приписывали Кваренги) время все расставило по своим местам и сегодня имя истинного автора этого мраморного шедевра установлено точно. Архитектором дворца был Антонио Ринальди (1710—1794) - итальянец, работавший в России. Будучи придворным архитектором, Ринальди внес огромный вклад в формирование облика того Санкт-Петербурга, который ныне по-праву считается жемчужиной мирового градостроительства с точки зрения своей художественной ценности. Помимо прочего именно ему принадлежит первоначальный проект Исаакиевского собора.

Торжественная закладка первого камня состоялась 10 октября 1769 года. Поскольку в строительстве использовались громадные плиты мрамора и гранита, то подвоз большинства материалов был организован по Неве. Подготовку к строительству путем доставки материалов начали годом раньше и это неудивительно, учитывая какой путь проделал, например, белый мрамор, использовавшийся для облицовки стен. Дело в том, что Екатерина II приказала при строительстве нового дворца средств не жалеть, поэтому для отделки был выбран самый лучший природный камень.

Мраморный дворец

Белый мрамор везли из Италии, а остальные облицовочные материалы добывали в карьерах в районе Ладожского и Онежского озер. Помимо фасадов, мрамором были отделаны внутренние залы дворца. Для покрытия крыши использовались медные листы, рамы второго (парадного) этажа были исполнены из золоченной бронзы, а полы потребовали применения ценных пород дерева с инкрустацией из слоновой кости.

Кирпичные стены были готовы уже в 1769 году, в течении 1770-1774 гг. велась первичная обработка камня, после чего, вплоть до 1780 года шла окончательная отделка стен мрамором и гранитом. В 1781 году началось строительство Служебного дома, который представлял собой двухэтажное строение в восточной части участка, предназначенное для хозяйственных нужд. Работа на ансамблем Мраморного дворца была полностью завершена в 1785 году.

Дворец отличает оригинальное объемно-пространственное решение, в его планировку Ринальди заложил две функции - городского дома, органично встроенного в окружающий архитектурный контекст и дворянской загородной усадьбы. Сильнейшее впечатление производит колористическое решение дворца - со стороны парадного двора открывается величественный вид на мощный цоколь из красного гранита, который завершается двумя этажами из светло-серого камня с красными пилястрами и колоннами коринфского ордера, чьи капители и базы вырезаны из мрамора.

В архитектуре Мраморного дворца органично сплелись традиции ренессанса и элементы барокко. В основу же внутреннего плана был заложен принцип рококо, согласно которому, каждая группа помещений определенного назначения выделялась и обосабливалась.

Среди элементов внутреннего убранства следует отметить художественную отделку Парадной лестницы, для которой был использован, как натуральный, так и искусственный мрамор. В стенных нишах до "среднего" этажа располагаются статуи из белого мрамора, представляющие собой - утро, день, вечер и ночь, как аллегорию детства, юности, зрелости и старости. Площадка среднего этажа украшена скульптурными композициями, символизирующими осеннее и весеннее равноденствие. Символический ряд Парадной лестницы призван был прославлять твердость духа, верность и воинскую доблесть хозяина дворца - графа Орлова.

После смерти графа здание отошло в казну и вплоть до 1915 года использовалось в качестве резиденции членов императорской фамилии. В годы Первой мировой войны в Мраморном дворце работал госпиталь для раненых офицеров, а после революционных событий 1917 года в здании разместилось Министерство труда. В 1919-1936 гг. дворец был использован под нужды ряда советских учреждений, в том числе Российской академии истории материальной культуры, а с 1937 года в нем обосновался Центральный музей В.И. Ленина. В настоящее время Мраморный дворец передан Русскому музею, в его залах периодически проходят художественные выставки.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»