Пергамский алтарь
- Стиль Античность
- Страна Турция
Пергамский алтарь – одно из наиболее знаменитых произведений искусства эллинистической эпохи из натурального камня. Главная тема его многочисленных рельефов – битва богов с гигантами (т.н. "гигантомахия").
В настоящее время этот выдающийся памятник мировой культуры экспонируется в берлинском Пергамском музее. Свое название алтарь получил по месту происхождения – древнему античному городу Пергам, который располагался на территории Малой Азии (современная Турция). Основан он был в XII в. до н.э. и в 283-133 гг. до н.э. был столицей одноименного царства.
В настоящее время существует три основных гипотезы относительно событий, ставших поводом для создания алтаря. Согласно первой, он был возведен в честь победы пергамского царя Аттала I над галлами, которые в 228 г. до н.э. вторглись в его земли.
Другие исследователи склонны считать, что поводом стала победа Антиоха III, Эвмена II и римлян над галлами в 184 г. до н.э. Есть также версия, что алтарь воздвигнут в честь победы Эвмена II над все теми же галлами, но уже в 166 г. до н.э.
Сторонники различных теорий по-разному определяют и время сооружения алтаря – 180-159, 170 или 166-166 гг. до н.э., соответственно. Единственное, что почти не вызывает разногласий среди ученых – факт того, что этот интереснейший памятник посвящен Зевсу. Мнения о его посвящении Эвмену II, Афине и Афине вместе с Зевсом менее распространены. Окончательно установить истину не представляется возможным ввиду крайней небольшого количества сохранившихся на этом сооружении надписей, которые могли бы позволить произвести более точную атрибуцию.
Упоминания алтаря встречаются в древнейших источниках. Так, римский писатель Луций Ампелий (II-III вв.) рассказывает о нем в своем труде "О чудесах мира", отдельные интерпретаторы текста Нового Завета находят и в нем строки, посвященные этому памятнику.
Многие века алтарь, разбитый на отдельные фрагменты, был погребен под слоем земли, а некоторые его детали оказались встроены в другие сооружение. Причины столь печального положения дел установить сложно. Возможно, к этому привело разрушение города арабами в 713, а может быть, землетрясение, которое пережил в Средние века Пергам.
Находка алтаря состоялась уже в XIX в., благодаря деятельности инженера Карла Хуманна, который вместе с другими немецкими специалистами был приглашен турецким правительством для строительства дорог. Побывав в древнем городе, он обнаружил, что хотя археологические раскопки еще не проводились, в случае их начала результаты могут оказаться очень любопытными.
Приложив массу усилий и потратив несколько лет, Хуманн заручился поддержкой из Берлина, благодаря которой удалось организовать 3 экспедиции. Все находки по соглашению с турецкой стороной были вывезены в Германию, частично восстановленный Пергамский алтарь начали экспонировать в Берлине.
После Второй Мировой войны алтарь был вывезен в СССР, став частью коллекции Эрмитажа, а в 1958 году Н. Хрущев сделал широкий жест и вернул, в числе прочих ценностей, этот памятник германской стороне. Несколько фрагментов, собранных еще в XVIII в. для коллекции одного из британских аристократов, в настоящее время находятся в оксфордском музее Ашмола. Небольшим количеством мелких частей фриза обладает и турецкая сторона.
Дважды (в 1998 и в 2001 гг.) Турция требовала возврата алтаря, однако в этом требовании ей было отказано на том основании, что в свое время разрешение на вывоз было получено непосредственно от султана. Кроме того, музеи Берлина подписали международную декларацию о невозвращении такого рода памятников на их географическую родину.
После краткого исторического очерка перейдем к художественным особенностям описываемого нами произведения монументального искусства.
Материалом для изготовления Пергамского алтаря стал мрамор, что неудивительно, поскольку этот природный камень занимает важное место в античной скульптурной и архитектурной традиции. В этом контексте, выбор древних мастеров вполне традиционен, необычно другое – алтарь был вынесен за пределы храма, тем самым, став самостоятельным культовым сооружением.
Алтарь был построен на террасе южного склона пергамского акрополя и представлял собой высокий цоколь размерами 36,44 x 34,20 м, установленный на пятиступенчатом фундаменте. С одной стороны цоколь был прорезан лестницей из мрамора, ширина которой составляла 20 м., она вела к верхней алтарной площадке. Верхний ярус окружал ионический портик, колоннада ограничивала алтарный дворик с установленным на нем высоким (3-4 метра) жертвенником. Площадку второго яруса с трех сторон ограничивали глухие стены, крышу украшали статуи. Высота алтаря была около 9 метров.
Периметр цоколя обрамлял Большой фриз, его высота составляла 2,3 м., при длине в 120 м. Он покрывал не только стену цоколя, но и боковые стены лестницы, его верхний край был увенчан зубчатым карнизом. Малый фриз располагался на внутренних стенах алтарного дворика.
Большой фриз посвящен гигантомахии, олимпийским богам противостоят гиганты под предводительством царя Порфириона. Исследователи расшифровывают аллегорическое значение барельефов следующим образом: боги являются олицетворением античного мира, в то время как гиганты символизируют галлов. Таким образом, сталкиваются не только разные народы, но и традиции – с одной стороны ценности государственности, с другой – родоплеменные традиции. Принято считать, что Зевс, Афина, Дионис и Геракл олицетворяют династии пергамских царей.
Всего на фризе присутствует порядка 50-ти фигур богов и равное им количество гигантов. Боги расположены в верхней части, гиганты – в нижней, хтонической. Если боги антропоморфны, то гигантам присущи черты птиц и животных. Каждое изображение сопровождается пояснением, вырезанным на карнизе под фигурами.
Распределение богов по фризу подчинено следующему правилу: олимпийские боги на восточной, боги ночи и созвездий на северной, боги водной стихии на западной, боги небес и небесных светил на южной стороне.
Малый фриз рассказывает о жизни сына Геракла Телефа, он отличается меньшими размерами, более спокойной композицией, присутствуют даже пейзажные фрагменты. Одна из центральных тем фриза – неожиданность, воплощенная в сцене узнавания отцом сына. Таким образом, Большой и Малый фризы олицетворяют собой два различных начала – закономерность (победы на гигантами) и случайность.
Каменный декор алтаря создавался по единому проекту группой мастеров, среди дошедших до нас имен – Орест, Пиромах, Дионисиад, Стратоник, Исигон и Антигон. Правда, установить авторство того или иного фрагмента не представляется возможным. Несмотря на то что авторы принадлежали к разным художественным школам, композиция алтаря является целостной и гармоничной.
Отметим, что, к сожалению, слишком большое количество фрагментов алтаря так и остались не найденными, в связи с этим в Берлинском музее в настоящее время выставлена т.н. "модель-реконструкция" – не цельный памятник, но сооружение, на котором размещены отдельные сохранившиеся части. Таким образом, была воссоздана только западная (основная) часть – с колоннадой, лестницей, фризом, портиками и статуями. При этом плиты фриза других сторон размещены вдоль стен музейного зала.
При сборе алтаря мраморные фрагменты были закреплены с помощью металлических штырей, что со временем привело к коррозии метала и опасности раскола мраморных плит, которые покрылись патиной. В ходе реконструкции (1997-2004 гг.) конструкция была разобрана, а ее составные части промыты и соединены заново.
Интересен след, который оставил Пергамский алтарь в довоенной германской и советской культуре. Так, форма алтаря вдохновила немецкого архитектора Вильгельма Крайса при создании Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск в Берлине и, согласно некоторым исследованиям, стала одной из основ для проекта Мавзолея Ленина авторства Алексея Викторовича Щусева.