Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Флорентийская мозаика: история и характерные особенности

Образец флорентийской мозаики из натурального камняВо все века важнейшую роль в жизни человека играл натуральный камень. Прочные стены из этого материала позволяли укрыться от врагов или непогоды, а великолепные скульптуры радовали глаз и душу. Особое место в искусстве превращать камень в культурные ценности занимает флорентийская мозаика, техника которой предполагает создание сложных композиций из пластинок полудрагоценных камней.

Корни этой художественной традиции восходят к римским мастерским эпохи Возрождения, когда популярны были обращения к опытам античного декоративного искусства. Хотя в XVII в. безусловным лидером и, как сказали бы в наши дни, "брендом" стали флорентийские мастера, добившиеся непревзойденных успехов в сотворении мозаик, Рим по-прежнему не сдавал своих позиций.

Во-многом это было обусловлено разницей техник производства мозаик. Римский стиль предполагал работу, в основном, с мрамором. Как правило, орнаментальные композиции из полудрагоценных камней инкрустировались в каменные плиты. Флорентийский подход был прямо противоположен - сложнейшие композиции не требовали никакой основы, целиком формируя мраморные столешницы, шкатулки или любые другие изделия. При этом очень умело использовались специфические особенности материала, такие как фактура, тонкости оттенков, различные вкрапления. Гармонично подобранные компоненты значительно усиливали производимое впечатление.

Флорентийская мозаика - мастерство из мрамора, оникса и других камней создавать произведения искусстваС историей Флоренции тесно связано имя Медичи - знаменитого рода, представители которого были правителями города в эпоху Возрождения, в XVI-XVIII вв. -  великими герцогами Тосканскими. Подлинный расцвет флорентийской мозаики во второй половине XVI в. связывают с деятельностью великого герцога Фердинанда Медичи I, который создал прекрасно оборудованные мастерские, производящие самые разные предметы светского и церковного декора. Для того, чтобы получить представление и масштабах работы этой мастерской, достаточно сказать, что запасы полудрагоценных камней, собранных для ее работы не исчерпаны до сих пор.

Одной из главных особенностей флорентийской мозаики стало использование камней для создания реалистичных изображений, а не только орнаментов, носивших абстрактный характера. Возникает настоящая "каменная живопись", когда с помощью небольших плотно подогнанных друг к другу пластинок мастера создавали настоящие шедевры, берясь даже за такие непростые темы, как "Тайная вечеря".

Другим направлением позднее завоевавшим особенную популярность стало производство композиций, имитирующих объемные предметы. Своеобразный 3-D эффект достигался путем кропотливого подбора составных частей, с учетом едва уловимых градаций оттенков и дальнейшего их соединения с помощью техники бесшовной подгонки. Вполне естественно, что такие работы ценились необычайно высоко, вследствие чего вплоть до XVII в. производство флорентийской мозаики было монополизировано государством, как своего рода, стратегическая отрасль.

Основным материалом при создании мозаик были т.н. "твердые камни" или "pietredure". Отметим, что характеристика "твердые" в данном случае достаточно условна, поскольку далеко не все камни, отнесенные к этому виду, могли похвастаться выдающимися прочностными характеристиками. Скорее следует отметить критерии более художественного, чем физического свойства - яркость, блеск, вариативность цветовых переходов. В этом смысле, вполне логичным выглядит использование таких материалов, как оникс, яшма, кварц, горный хрусталь, мрамор и т.п.

Искусство из мельчайших пластин натурального камня создавать шедевры мировой культурыЧто касается географии добычи, то она была очень обширна. Некоторые камни добывали в относительной близости от Флоренции, так, например, яшму везли с месторождений на Сицилии и Корсике. Другие приходилось доставлять со всего света, налаживая торговые отношения с купцами Индии, Афганистана, Туниса и многими другими.

Флорентийские мастера добились выдающихся успехов в изучении свойств камней и разработке специфических методов воздействия на них с целью получения необходимого результата. Например, некоторые сорта мрамора подвергались нагреванию, вследствие чего камень приобретал розовый оттенок. Интересна технология работы с халцедоном, после того как куски породы поднимали на поверхность, их подвергали медленному нагреванию, после чего отправляли обратно под землю на срок около года. В результате удавалось добиться усиления яркости цвета и блеска.

К сожалению, вместе с окончанием в середине XIX в. истории Тосканского герцогства, с исторической сцены сошла и Флорентийская мастерская. Однако ее традиции к тому времени оказались восприняты во многих европейских государствах и в той или иной форме продолжили свое существование.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»