Яркамень
Яркая индивидуальность вашего дома

Мечеть Айя София

  /images/mine-empty.png

Храм Святой Софии был преобразован в мечеть Айя София. Это удивительное мраморное и архитектурное сокровище, которое навсегда останется одной из легенд христианства. /images/artIco.png

  /images/mine-empty.png

Храм Святой Софии: при строительстве использован мрамор различных цветовХрам Святой Софии - удивительное мраморное и архитектурное сокровище, которое навсегда останется одной из легенд христианства.

Жемчужина столицы Византийской империи Константинополя, после завоевания его в 1453 году турками, она превратилась в мечеть и получила новое имя - Айя-София.

Однако прежде чем обратиться к истории и особенностям архитектуры Софии, необходимо сказать несколько слов о значении самого этого названия. Святая София или, иначе говоря, Божественная премудрость (Hagia Sofia) в представлении византийцев олицетворяла собой идею Сына Божия (Логоса) до его воплощения в Иисусе Христе. Неслучайно праздник Святой Софии (24 декабря) приходится в канун Рождества Христова.

История великого храма начинается с того, что византийский император Константин в IV в. построил базилику, которая получила название церкви Святой Софии. В начала V в. она сгорела, но вскоре была восстановлена императором Феодосием Младшим. В 532 году во время мятежа огонь вновь не обошел стороной церковь, а тогдашний император Юстиниан даже готовился к побегу из страны, однако благодаря вовремя подоспевшим войскам полководца Велизария, волнения были подавлены. В честь этой победы Юстиниан принял решение о постройке на месте сгоревшей базилики нового великолепного храма, который должен был превзойти все, что на тот момент было возведено в Константинополе.

Фрагмент внутреннего убранства храма, облицовка мрамором Храм был спроектирован двумя известными зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета, 23 февраля 533 года состоялась закладка фундамента. Это строительства стало чрезвычайно дорогостоящим проектом, достаточно сказать, что только на амвон и хоры полностью ушел годовой доход от Египта. Согласно приказу императора, все провинции и имперские города поставляли для строительства остатки античных построек, выполненных из мрамора. Так, например, Рим, Афины и Эфес прислали изумительной красоты колоны из мрамора. Проконез стал источником белого мрамора, Каристос - светло-зеленого, Ясос - красно-белого, а Фригия - розового с прожилками, Тасос - белого. Хотя строительство в значительной степени истощило финансы империи, однако великолепие получившегося храма поразило современников, среди которых бродили истории о том, что план здания был вручен императору во сне ангелами.

Частые пожары и землетрясения приводили к значительным повреждениями Святой Софии, в частности, несколько раз происходило даже обрушение купола. Однако гораздо больший и непоправимый ущерб нанесли храму сначала крестоносцы при взятии Константинополя в 1204 году, когда Святая София во многом была разграблена, а затем, спустя без малого 250 лет, - турки. В 1453 году османский султан Мехмед II захватил город и превратил его в столицу своей империи, переименовав в, современный нам, Стамбул. Что же касается Святой Софии, то из нее сделали мечеть - был убран иконостас, амвон и патриарший престол, удивительные мозаики замазаны штукатуркой, а над куполом был поднят полумесяц. Ко всему прочему, были пристроены четыре минарета и сооружен михраб - особая ниша в стене, которая ориентирована на Мекку.

В середине XIX в. в ходе реставрации собора мозаики были открыты вновь, но затем их снова покрыли штукатуркой. И только в 1931 году первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился провести раскрытие и реставрацию мозаик. Через три года Святая София перестала функционировать в качестве мечети, а в 1935 году она была превращена в музей.

Стены храма облицованы мрамором, выделяются мраморные колонныЧто касается непосредственно архитектуры, то в основе композиции храма лежит план трехнефной базилики, который сочетается с типом центрического здания, который доминирует, создавая впечатление парящего в пространстве купола. Интересной находкой стала система полукуполов, которая связывает главный купол с основой базилики. Главный купол поддерживают четыре центральных столба, которые делят внутреннее пространство храма на три нефа, с преобладающим центральным. Стены Святой Софии возведены из кирпича, проложенного тесаным камнем, а, упоминавшиеся выше, столбы - из крупных блоков известняка. Внутреннее убранство храма очень разнообразно - нижние части стен покрыты сине-зеленым и розовым мрамором, а купол, алтарная часть, апсиды, своды и часть стен - мозаичными изображениями на библейские сюжеты. По свидетельствам современников бытия Святой Софии в первозданном виде, купол был украшен мозаикой с изображением лика Христа Вседержителя. Из Малой Азии, Греции и Египта было привезено более 100 огромных малахитовых и порфировых колон. Из интересных особенностей можно отметить западный портал храма, который составляли четыре массивных пилона увенчанных квадригой медных коней, в настоящее время украшающих собор Святого Марка в Венеции. Центральный вход предназначался для императора, над ним располагалась мозаика изображавшая Иисуса Христа, Деву Марию и архангела Гавриила. Амвон представлял собой род кафедры и отличался значительными размерами, он был возведен их особенно редких пород мрамора и имел колоны с золотыми капителями, украшенными драгоценными камнями. Венчал эту конструкцию огромный золотой крест, также усыпанный драгоценными камнями.

Применявшийся при строительстве Святой Софии разноцветный мрамор породил множество поверий. В частности, считается, что в спилах мрамора, которым выложены изнутри стены храма зашифрована вся история человечества. А одна из мраморных плит, справа от амвона имеет рисунок, напоминающий кисть руки. Согласно легенде, это отпечаток руки султана Мехмеда II, который взяв город, въехал в храм на коне. Однако, последний поднялся на дыбы и, чтобы не упасть, султан вынужден был опереться о стену.

 Святая София окутана еще многими преданиями, верить в них или нет - каждый может решить сам, однако есть кое-что в чем просто найти согласие даже абсолютно разным людям - это восприятие изумительной красоты храма, которая не только стал эталоном прекрасного для своего времени, но и в наши дни никого не может оставить равнодушным.

Отправить заявку
© 2000-2024, «ЯрКамень»